РУБРИКА "Говорят эксперты"
Тема:
Установление рыночных цен для целей ТЦО с проведением независимой оценки
Александр Ткаченко,
вице-президент Ассоциации
украинских экспертов, оценщик:
— Положения ст.39 Налогового кодекса, которые применялись при определении цен в контролируемых операциях в 2014 г., позволяли устанавливать их соответствие рыночным ценам на основании отчета независимого оценщика.
В редакции ст.39 Кодекса, действующей с 1 января 2015 г., не предусмотрена возможность установления соответствия цен в контролируемых операциях принципу “вытянутой руки” на основании экспертной оценки.
На мой взгляд, такое ограничение нецелесообразно. Прежде всего относительно технически сложных товаров, которые, как правило, производятся и реализуются по предварительному заказу или сделке, т.е. достаточно редко являются объектами конкурентных продаж.
Я высказывал озабоченность по этому поводу на экспертных совещаниях в Минфине при подготовке законодательных изменений в ст.39 Налогового кодекса. Но изменения в ТЦО в Законе №609 от 15.07.15 г. “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования” не учли наши предложения.
Презентация направлений налоговой реформы, которая размещена на сайте Минфина 17 августа, подчеркивает необходимость расширения методов, используемых в трансфертном ценообразовании, а именно методов, применяемых в оценочной деятельности.
Важная особенность установления рыночных цен для целей ТЦО с проведением независимой оценки заключается в том, что оценщики для решения этой задачи могут, в отличие от используемой субъектами хозяйствования информации о ценах по заключенным сделкам, применять информацию о ценах предложения за какой-то определенный оценщиком период. Пунктом 16 Национального стандарта №1 определено:
“В отсутствие достоверной информации о ценах продажи подобного имущества рыночная стоимость объекта оценки может определяться на основе информации о ценах предложения подобного имущества с учетом соответствующих поправок, учитывающих тенденции изменения цены продажи подобного имущества по сравнению с ценой их предложения”.
По большинству контролируемых операций, предметом купли-продажи в которых являются технически сложные изделия, определение рыночных цен методами, перечисленными в ст.39
Налогового кодекса, для субъектов хозяйствования невозможно ввиду отсутствия или практической недосягаемости источников информации. В таких условиях фактически единственным источником информации об обычных рыночных ценах становится независимая оценка имущества.