КОРПОРАЦИЯ "КОНСАЛТИНГОВАЯ ГРУППА "РУБАНЕНКО И ПАРТНЕРЫ"
Культурологическая деятельность

 

Газета "Время", 7 марта, 2014

«Встреча через 80 лет: памятник Шевченко вновь в Харькове»

Текст: Аркадий Генкин

Около месяца будет гостить в харьковском культурно-деловом центре «Рубаненко и партнеры» бюст Тараса Шевченко, который специалисты называют первым в Европе памятником Кобзарю.

Проходит этот «визит» в рамках выставки, которую ее организаторы – руководители творческого клуба «Гостиная на Дворянской» - назвали «В гости на родину». Дело в том, что впервые этот бюст Тараса Шевченко был установлен именно в Харькове.
Как известно, 10 из 47 прожитых лет Тарас Шевченко провел в жестких условиях ссылки и еще 13 лет (до конца жизни) – под неусыпным наблюдением жандармов. Но и потом царские власти весьма негативно относились практически ко всему, что было связано с памятью о Кобзаре. Оно и понятно, учитывая его революционные взгляды, призывы к борьбе за свободу. Неудивительно, что провальной оказалась первая попытка воплощения образа Шевченко в монументальной скульптуре. В 1862 году Михаил Мекешин, создавая групповой (из 128 фигур) скульптурный портрет выдающихся русских деятелей для памятника «Тысячелетия России», представил в нем, в частности, и Тараса Шевченко. Но бдительные чиновники царского правительства Шевченко из этого списка исключили. Через два десятка лет после этого небольшой бюст Шевченко был установлен на колонне-пьедестале в бывшем Новопетровском укреплении, а ныне форте Шевченко. На это мало кто обратил внимание, учитывая отдаленность форта – полуостров Мангышлак. (В 1920 году этот памятник был разрушен). А в 1898 году захотела иметь памятник Шевченко жена харьковского банкира-мецената Алексея Алчевского. Христина Данииловна поехала в Петербург к скульптору Владимиру Беклемишеву и заказала ему бюст поэта из дорогого белого итальянского мрамора. Говорят, эта затея обошлась Алчевским в тысячу рублей. Но это сущие пустяки по сравнению с тогдашним состоянием Алексея Алчевского –около 30 миллионов рублей.
Можно не сомневаться, что выбор скульптора не был случайным. Семья Беклемишевых с 1862 года жила в Харькове. Начальное образование Владимир Александрович получил во второй харьковской гимназии. Здесь он посещал студию харьковского художника Е.Е.Шрейдера, учился в Рисовальной школе М.Д.Раевской-Ивановой. Владимиру было 17 лет, когда он уехал в Петербург, где поступил в скульптурный класс Академии художеств. И уже в 1887 году начал преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Через пять лет Владимир Беклемишев был удостоен звания академика, а еще через два года стал профессором – руководителем скульптурной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. (Кстати, среди его учеников был один из авторов монументального харьковского памятника Шевченко Матвей Манизер). После революции 1917 года ректор скульптурного отделения Академии художеств Владимир Беклемишев был отстранен от преподавания и был вынужден покинуть Петроград. А в первом (1927 года) издании Большой советской энциклопедии о нем отзывались весьма пренебрежительно: «На фоне убогой русской скульптуры 1890-х работы Беклемишева казались отрадным явлением и снискали ему некоторую известность, но уже ближайшее поколение увидело всю немощность и безличность этого искусства, лишенного и формальных достоинств, и сколько-нибудь значительного содержания»… Однако когда Христина Алчевская обращалась к нему со своим предложением, Владимир Беклемишев заслуженно считался одним из лучших.
В 1989 году бюст Кобзаря был готов. Установит памятник в городе харьковские власти не разрешили. И бюст стал украшать сад их усадьбы (ныне – Дом культуры милиции). Прохожие около года могли видеть памятник Шевченко через железную решетку сада. В 1898 году в России разразился кризис. В мае 1901 года Алексей Алчевский обанкротился и покончил с собой. Его имущество ушло с торгов. Новому владельцу усадьбы памятник опальному поэту был ни к чему. Бюст сняли и хранили его в семье Алчевских почти три десятка лет. В 1933 году преподаватель Харьковского юридического института Николай Алчевский передал бюст поэта в государственную Шевченковскую картинную галерею. Так бюст Кобзаря покинул Харьков и, в конечном итоге, оказался в Киеве в коллекции Национального музея Тараса Шевченко.
- Нам было весьма не просто организовать «выезд» бюста Шевченко на его родину, - говорит соучредитель творческого клуба «Гостиная на Дворянской» Леонид Рубаненко, - Но, как видите, справедливость восторжествовала. И сейчас харьковчане могут вновь (теперь уже без всяких решеток) увидеть вблизи знаменитый бюст Кобзаря, а также художественные произведения и исторические материалы шевченковской тематики.

   
     
 
© 2007 Корпорация "Консалтинговая группа "Рубаненко и партнеры"  
контакты  
разработка сайта
sdesign.com.ua