|
|
"Жилец дома № 5 Кулжинский П.П."
Когда в Харькове появился первый автомобиль — неизвестно, а вот дата создания первого автоклуба в нашем городе зафиксирована в истории. Среди провинциальных городов Харьков стал одним из первых, в котором образовался такой клуб — его устав утвердили 13 августа 1911 года и назвали Южно — Русским Автомобильным Клубом (ЮРАК). Первый пункт устава гласил:
«Клуб имеет целью объединение в своей среде лиц, интересующихся упорядочением, усовершенствованием и распространением автомобилизма во всех его видах, стадиях и применениях, понимая под этим названием всякие средства передвижения при помощи моторов без направляющей
колеи».
В те далекие годы А.П. Нагель — главный редактор журнала «Автомобиль» писал: «… клубы и общества, в том числе спортивные, могут быть двух родов — действующие и бездействующие». Харьковский автоклуб по-праву относился к роду действующих клубов. И во многом благодаря своему бессменному руководителю Петру Пантелеймоновичу Кулжинскому. Официально он стал председателем правления ЮРАКа только в 1913 году, а до этого должность была вакантной.
С момента создания клуба и до избрания его председателем П.П. Кулжинский
был товарищем председателя правления и исполнял обязанности председателя. Товарищем до революции называли должность, равную по полномочиям заместителю.
В документах автоклуба того времени зафиксировано, что проживал П.П. Кулжинский на ул. Дворянской, 5. В некоторых источниках значится, что на ул. Дворянской, 5, располагалось правление ЮРАКа. В любом случае наш Дом причастен к развитию автомобилизма в Харькове.
П.П. Кулжинский принимал непосредственное участие в автопробегах. Летом 1912 года он был избран командором автомобильной прогулки Харьков — Москва — Харьков.
Он отправился в путь на автомобиле марки «Даррак».
Клуб под руководством П.П. Кулжинского вел активную работу не только по организации пробегов и гонок, но и по упорядочению отношений автомобилист — пешеход. Силами членов клуба был разработан и представлен на утверждение губернатору Катериничу документ «Обязательные постановления о езде на автомобилях в городеХарькове». Его Превосходительство сделал несколько замечаний по тексту, указав
на обязательное исполнение данных постановлений для всех видов автомобильного транспорта и в том числе для иногородних автовладельцев.
К началу 1-й Мировой войны Харьков стал одним из центров автомобилизма
на юге России — в городе работали представительства FIAT, Austin, Opel, Peugeot, NAG, Minerva, Benz, Laurin & Klement, Mercedes. Летом 1914 года разразилась Мировая война.
В августе на очередном заседании городской Думы гласный (современное понятие — депутат) П.П. Кулжинский предложил обратиться с воззванием к жителям г. Харькова. Дума приняла предложение гласного Кулжинского. Вот текст этого обращения: «Граждане г. Харькова! Раненым необходима немедленная деятельная помощь. Одними деньгами помочь нельзя.
Внезапность событий требует другого. Нужны кровати, бельё, подушки. Городская дума обращается к населению с приглашением выполнить свой гражданский долг. Несите сегодня же кровати, подушки, матрацы в Городскую Управу. Не стесняйтесь незначительных размеров жертвуемого!».
Южно — Русский Автомобильный Клуб с первых дней включился в общую схему оказания всемерной помощи фронту, больным и раненым. 14-ого августа состоялось многочисленное Чрезвычайное общее собрание членов Автомобильного Клуба под председательством П.П. Кулжинского.
Незамедлительно при Клубе для перевозки раненых и больных с вокзала
к больницам и госпиталям была организована автомобильная — санитарная колонна, в которой изъявили желание участвовать все собравшиеся Члены Клуба.
В тот же день клубные дамы-соревнователи приняли на себя заботы по заготовке белья для госпиталей.
Последнее общее собрание ЮРАКа в Харькове состоялось в марте 1917 года. В смете прихода и расхода на 1917 год большая часть средств была предусмотрена на содержание автомобильно-санитарной колонны и санитаров-добровольцев по перевозке раненых воинов Харькове.
Но империя уже была на грани гибели. После революционных событий в октябре 1917 года все автомотоклубы России перестали существовать.
Из книги Д.Л. Григорьева
«Хроники большого автопробега: очерк-реконструкция»
|
|
|
| |
|